воскресенье, 10 ноября 2013 г.

ПЛОХОЙ или ТРУДОЛЮБИВЫЙ?...


Однажды, вернувшись с работы домой, я встретил в дверях нашего сына, которому было три с половиной года. Он весь сиял.

- Папа, я трудолюбивый! - заявил он.

От жены я узнал, что стоило ей отвлечься, как он опустошил пятилитровый кувшин с водой из холодильника, большую часть вылив на пол. Мать, подавив в себе желание отшлепать его, спокойно спросила:

- Брентон, что ты хотел сделать?

- Мама, я хочу помогать! - с гордостью ответил он.

- Что ты имеешь в виду?

- Я помыл посуду вместо тебя.

И действительно, на кухонном столе была разложена посуда, и её-то мальчик и поливал из кувшина.

- Ну хорошо, а зачем ты взял воду из холодильника?

- Я не мог дотянуться до раковины.

- А, ну да! - Мать огляделась. - Послушай, а нельзя ли мыть посуду как-нибудь так, чтобы не разводить болото?

Мальчик призадумался, но лицо его вдруг просветлело.

- Я могу это делать в ванной!

- В ванной посуда может разбиться, - сказала мать. - Но есть идея. Когда ты захочешь мыть посуду, позови меня, и я помогу тебе поставить перед раковиной табурет, чтобы ты мог помыть посуду.

- Хорошая идея! - радостно воскликнул мальчик.

- А что нам делать с этой лужей? - спросила мать.

- Да-а-а, - задумчиво протянул сын. - Тут надо много бумажных полотенец.

Мать дала ему рулон бумажных полотенец, а сама пошла за тряпкой.

Когда жена рассказала мне о случившемся, я осознал, как важно было то, что она сумела сделать паузу между стимулом и реакцией. И это удалось ей благодаря тому, что она думала о конечной цели, которой был не чистый пол, а воспитание мальчика.

Матери потребовалось десять минут, чтобы навести порядок. Если бы она отреагировала пассивно, уборка могла занять те же десять минут, но разница была бы в том, что, встретив меня в дверях, Брентон назвал бы себя не "трудолюбивым", а "плохим" мальчиком.


(История из книги Стивена Кови "7 навыков высокоэффективных семей").